Ремонт кондиционера своими руками: причины неисправностей и их устранение

Проверка работоспособности б/у кондиционера

Старые модели продаются в хорошем состоянии, если уход за ними осуществлялся регулярно. Но бывает так, что была куплена бракованная модель, которая работает ниже заявленной мощности или со сбоями, которые мастера не смогли устранить.

Чтобы узнать, работает ли кондиционер, подключают оба блока друг к другу. Не обязательно вешать их на стену – достаточно соединить медные трубы двух агрегатов и подключить электрические провода. Оценивают работу устройства по шумности работы, времени охлаждения помещения, работе всех функций. Процедуру проверки лучше доверить мастеру, который разбирается в климатической технике, и даст свое заключение.

Проверить кондиционер при покупке следует по следующим параметрам:

  • потребление электроэнергии;
  • давление в системе (манометрическим коллектором);
  • температуру комперссора;
  • ток.

Инструменты для проверки имеются в арсенале специалиста. Если экономить на покупке, желательно не экономить на проверке.

Возможные причины поломки компрессора кондиционера

  1. Выход из строя подшипника шкива компрессора чаще всего происходит из-за банального износа. Стоит отметить, что данная неисправность очень опасна, в том случае, если подшипник перестаёт правильно функционировать, велика вероятность, что вследствие повышенной нагрузки из строя также выйдет электромагнитная катушка. Также это приводит к перекосу шкива и возможной утечки хладагента.
  2. В том случае если не работает электромагнитная муфта, то, скорее всего, она просто вышла из строя из-за перегрева компрессора. Также на бюджетных моделях может встречаться заводской брак элемента. Ну и, конечно же, нельзя исключать обычный износ, связанный со временем и активной эксплуатацией. Радует то, что произвести ремонт данной неисправности не вызывает больших проблем и производится при наличии достаточно простых инструментов. К тому же комплектующие в данном случае будут стоить достаточно дёшево.
  3. Нарушение герметичности системы автомобильного кондиционера может быть вызвано повреждение корпусных деталей или патрубков. В первом случае крайне не рекомендуется производить ремонт самостоятельно более разумным будет обратиться к профессионалам, которые смогут осуществить ремонт компрессора. Ну а заменить соединительные трубки кондиционера гораздо проще.
  4. Причиной появления посторонних шумов в процессе работы кондиционера, как правило, является выработка и износ рабочих поверхностей, перепады давления в системе также объясняются выходом из строя одного или нескольких клапанов, отвечающих за подачу хладагента. Причиной выхода из строя является постепенный износ системы или же недостаток или избыточное наличие хладагента. Отдельно стоит проверить радиатор на предмет засорения, однако, осуществить это в домашних условиях практически невозможно.

Как определить исправность работы сплит-системы?

Важный критерий исправной работы систем климатического контроля — это температура воздушного потока на выходе из блока испарителя, которая для моделей не инверторного класса находится в пределах 6-14 градусов. Точное значение зависит от температуры наружного и внутреннего воздуха, степени засорения решеток модулей системы. Инверторный класс кондиционеров выдают вначале такие же температурные параметры, а когда воздух в помещении охладится — постепенно поднимают их до 12-18 градусов.

Однако не всегда эта температура соответствует заявленным критериям. В чем причина такого явления – рассмотрим ниже.

Особенности работы кондиционера

Обозначенные в паспорте технические характеристики любой климатической техники соответствуют значениям, полученным при определенных тестовых условиях. Поэтому кондиционер не будет выдавать лабораторную мощность при любой погоде. Так, когда за окном температура составляет +50 OC, а змеевик уличного блока выдает +90 OC, то в этом случае эффект от техники будет в 2 раза меньше, если ее использовать в средних широтах при +10 OC. То же самое происходит при использовании охлаждающего режима.

Важно! Чем ниже температура уличного воздуха, тем тепло труднее передается в помещение. Производители создают кондиционеры, нормальный режим работы которых предусматривает отсутствие минусовых температур на испарителе

По этой причине происходит конденсация влажной среды. Однако вода не превращается в иней. Такой принцип функционирования приборов лежит в основе опции осушения. Поэтому необходимо включать поочередно устройства или на нагрев, или на охлаждение воздуха в помещении. За рабочий цикл оборудования температура воздушной среды не меняется. При этом влажность воздуха уменьшается. Незнание такого нюанса приводит к необходимости общения в организации по ремонту кондиционеров

Производители создают кондиционеры, нормальный режим работы которых предусматривает отсутствие минусовых температур на испарителе. По этой причине происходит конденсация влажной среды. Однако вода не превращается в иней. Такой принцип функционирования приборов лежит в основе опции осушения. Поэтому необходимо включать поочередно устройства или на нагрев, или на охлаждение воздуха в помещении. За рабочий цикл оборудования температура воздушной среды не меняется. При этом влажность воздуха уменьшается. Незнание такого нюанса приводит к необходимости общения в организации по ремонту кондиционеров.

Неисправности электронных плат управления

Сбой связан с программными установками и настройками, когда все светодиоды постоянно мигают, а сама система не включается. Для устранения неполадок систему просто перепрограммируют по специальным кодам.

Вероятность сгоревшей платы управления увеличивается, если напряжение постоянно скачет. То же самое часто происходит при коротких замыканиях. Новые микросхемы ставят на место старых, последние выпаиваются из своих мест. Отдельно выполняется проверка буферной схемы, замена симисторов на более мощные разновидности.

Большая часть производителей комплектует платы управления твердотелыми коммутаторами, вращающими вентилятор. Если появились проблемы с работой этой части – можно присмотреться и к плате. Отдельно предварительно замеряют сопротивление детали. Если показатель ближе к нулю, сломанную микросхему тоже выпаивают.

Признак управления – следующие детали, работающие с перебоями:

  • Датчик движения.
  • Температурный датчик.
  • Компрессор.

Нет необходимости проводить замеры, если невооружённым взглядом видно, что одна из микросхем сгорела. Надо сразу же заменить семистор, приступив к работе.

Ошибки в межблочных подключениях часто допускают, занимаясь монтажом. Даже профессионалы не защищены от этого полностью. В таких ситуации первыми сгорают детали вроде стабилизатора напряжения и трансформатора, диодных мостов. Если плата кондиционера выгорает полностью, её ремонт становится невозможен, деталь заменяют на новую.

Плата управления меняется в следующем порядке:

  1. Отключают питание.
  2. Снятие крышки наверху, когда корпус будет разобран.
  3. С пазов снимают платы, откручивая все элементы для фиксации, включающие провода с разъёмами.
  4. Замена на новую деталь, сбор в обратной последовательности.

В случае с неисправной платой лучше сразу обращаться к сотрудникам сервисного центра. Сама работа дорогостоящая, а малейшие ошибки могут негативно сказаться на эксплуатации в дальнейшем.

Частые неполадки

Сплит-системы становятся все популярнее с каждым днем. Они позволяют стабильно держать оптимальную температуру воздуха в доме, отличаются доступной стоимостью и пользоваться ими можно в любой сезон. Ломается система не так часто, но так как подобные приборы все еще считаются новшеством, в случае неисправности владельцы не знают, что делать.

Небольшой ликбез, относящийся к работе системы, не будет лишним. Сама сплит-система представлена наружным компрессорно-конденсаторным блоком, а также испарительным агрегатом, считающимся внутренним блоком. К внешней части сплит-системы относят компрессор, конденсатор, вентилятор, плату управления, а еще четырехходовой клапан, фильтр и корпус. Внутренний же блок включает переднюю панель, фильтры, панели индикации, испаритель, вентилятор, управляющую плату, а также поддон для конденсата.

В ходе эксплуатации фреон пребывает в двух состояниях – жидком и газообразном, потому медные трубки представлены несколькими диаметрами.

Рассмотрим самые частые неполадки в работе представленного механизма.

  • Не включается/не запускается сплит-система. Скорее всего, дело в дефекте электрокабеля. Если вы убедились, что в сети есть напряжение, то поломку следует искать в сетевой розетке, сетевой вилке или кабеле либо в разъемах питания (которые находятся на плате управления). Иногда случается так, что напряжения в сети не хватает для того, чтобы прибор действовал. Если сплит-система не работает, быть может, произошел перегруз внутридомовой сети.
  • Капает вода. Дело, вероятно, в засоре дренажного трубопровода. Если засор механического типа, то это из-за грязи, которая забилась в трубки. Если засор климатический, то это может быть зимой в случае промерзания отдельных частей трубопровода. Ледяные пробки – опасная и маловероятная, но все же возможная причина засора.
  • Неприятный запах. Эта внутренняя неполадка говорит о засоренном фильтре. Если вентилятор внутреннего блока издает отталкивающий запах, это может быть показателем размножения бактерий в устройстве. Иногда промывка фильтра не помогает, нужно заказывать комплексное обслуживание.
  • Не работает компрессор. У этой поломки несколько вариантов возникновения. Может выйти из строя сам компрессор, может поломаться термореле. Если же сломался конкретно компрессор, то самостоятельно его починить не удастся. Ремонтировать относительно легко можно только заклинивающий вал двигателя.
  • Быстро или сразу выключается. Если сплит-система при внешне нормальной работе стала быстро отключаться, это значит, что один из термодатчиков вышел из строя. Проверить работу датчиков можно мультиметром. Ремонт датчиков обходится недорого, потому такая проблема обычно решается быстро.

Случаются и поломки пульта – в этом случае нужно обращаться в сервисную службу. Если прибор еще на гарантии, вам заменят пульт. Если срок гарантии истек, подскажут, где его можно отремонтировать или купить новый.

Если кажется, что у сплит-системы есть какие-то неполадки, если вы не чувствуете, что она работает в полную мощность, проведите внешний осмотр. При необходимости вызывайте специалистов. Можно вспомнить, не случалось ли чего-то в недавнем времени, что могло вывести технику из строя.

Технические требования к монтажу блоков

Существует ряд правил по выбору места для установки блоков кондиционера, но нюансы не всегда указываются в инструкциях и технической документации оборудования, хотя имеют очень важное значение при эксплуатации. Существующие расчеты для систем кондиционирования воздуха предполагают обязательное соблюдение ряда параметров при установке. Так, для внутреннего блока необходимо соблюдать следующие параметры:

Так, для внутреннего блока необходимо соблюдать следующие параметры:

  • расстояние от верхней крышки внутреннего блока кондиционера до потолка, для обеспечения нормального всасывания воздуха, должно быть не менее 15 см;
  • расстояние до угловой стены, к которой примыкает блок кондиционера – не менее 30 см;
  • расстояние до возможного препятствия движению выдуваемого внутрь помещения воздуха – не менее 1,5 метра.

Несоблюдение этих технических параметров может привести к нарушению нормального функционирования кондиционера и повышению потребляемой мощности.

Также недостаток воздушных масс, поступающих для охлаждения, может привести к нестабильной работе и поломке внутреннего блока кондиционера.


Установка кондиционеров в многоквартирных домах самостоятельно на самом деле законодательством не разрешена. Существующие нормы федеральных законов, гражданского и жилищного кодекса обязывают согласовывать момент установки кондиционеров с жильцами дома, с управляющей компанией, с органами исполнительной власти

Что касается бытовых правил установки внутреннего блока кондиционера, то при выборе места, куда будет направлен поток холодного воздуха, нужно исключить вероятность постоянного нахождения там человека.

Холодный воздух не должен поступать на место для отдыха (диван, кровать) и место для работы (компьютерный или письменный стол). Иначе не избежать постоянных болезней из-за продувания холодным воздухом.

Для установки внешнего блока требуется соблюдение следующих параметров:

  • расстояние от задней стенки внешнего блока до стены здания не меньше 10 см, иначе будет затруднен «захват» внешнего воздуха;
  • соблюдать достаточное расстояние от земли (при установке кондиционеров на первых этажах или в частных домах), чтобы исключить попадание в блок снега, грязи, воды;
  • устанавливать на расстоянии не менее 1 метра от газовых труб;
  • обеспечить не менее 1 метра свободного пространства для выдувания воздуха вентилятором.

Наружный блок кондиционера необходимо установить на внешней стене здания, примыкающего к своей квартире. Также следует исключить расположение блока на стене соседней квартиры. В случае необходимости обеспечить внешний блок специальным козырьком – это нужно для недопущения падении сосулек в зимний период времени на блок кондиционера.

Важно при расположении наружного блока учесть возможность свободного доступа к нему для проведения технического обслуживания. Установка внешнего блока кондиционера на первых этажах должна быть выполнена с соблюдением условий беспрепятственного прохождения пешеходов возле стен дома. Также стоит оградить специальной решеткой для предотвращения воздействия на блок вандалов

Также стоит оградить специальной решеткой для предотвращения воздействия на блок вандалов


Установка внешнего блока кондиционера на первых этажах должна быть выполнена с соблюдением условий беспрепятственного прохождения пешеходов возле стен дома. Также стоит оградить специальной решеткой для предотвращения воздействия на блок вандалов

Стоит отметить, что на заре массового монтажа кондиционеров в многоквартирные дома считалось, что наружный блок нужно устанавливать ниже внутреннего. Этот миф был основан на том, что именно так будет обеспечиваться постоянная смазка маслом компрессора наружного блока (иначе масло якобы собирается во внутреннем блоке).

С точки зрения расположения внешнего и внутреннего блоков определяющим параметром считается расстояние между ними. Установленные рамки – от 1 до 6 метров, но производителем могут обозначаться конкретные параметры, которые стоит неукоснительно соблюдать.

При превышении предельно допустимого расстояния (более 6 метров) придется дополнительно закачать фреон в систему, а при расположении менее метра необходимо сформировать из трубки кольцо для обеспечения необходимого метража.

Более подробно вопрос правильного выбора оптимального места для установки кондиционера мы рассмотрели в другой нашей статье.

Как проверить качество монтажа кондиционера


Должны быть открыты минимум 2 стороны внешнего блока

Перед тем, как проверить работу кондиционера, необходимо убедиться в грамотной установке наружного блока. Во время работы он все время вибрирует, поэтому стена для крепления выбирается крепкая и ровная. Монтируется блок по уровню. Между самим модулем и стеной следует оставить 10 см, в противном случае в жаркое время года блок может перегреться. Кронштейны крепятся на анкерные болты.

Сверху устанавливается козырек, уберегающий от осадков и льда.

Дренажная трубка должна бать под наклоном, чтобы конденсат не скапливался и не выливался в квартиру. Если планируется включать оборудование в мороз, дренаж должен подогреваться, чтобы не образовывались ледяные пробки.

Внешнее оборудование монтируется относительно внутреннего на расстоянии не более 3 метров. У каждой модели свои рекомендации, поэтому мастера сверяются с инструкцией. К уличному блоку должен быть свободный доступ, чтобы при необходимости почистить его после сезона эксплуатации.

Важный этап проверки монтажа кондиционера: крепление медных трасс. Категорически запрещено резать трубки ножовкой. Мелкие стружки могут стать причиной поломки компрессора, поэтому используются только специальные инструменты. Крепятся трубки вальцевателем иначе не гарантируется их работоспособность.

Проверка кондиционера на герметичность


Схема подключения вакуумного насоса к системе

По окончании установки система вакуумируется. Из трубок выкачивается воздух и влага, которая самостоятельно не выйдет, затем закачивается фреон. Если пренебречь этим этапом, могут произойти сбои в работе и даже поломка компрессора – самой дорогой комплектующей. Некоторые мастера предлагают стравливание воздуха и продувку системы фреоном. Такой метод работает на ряде моделей, но не на всех. Вакуумирование – это лучший метод удалить остатки влаги и воздуха из трасс.

Проверять и уточнять действия монтажной бригады лучше во время выполнения работ, потому как при поломке будет труднее доказать ошибки мастеров.

Диагностика неисправностей автомобильного кондиционера

Многие автовладельцы убеждены, что автомобильный кондиционер, особенно на новом автомобиле, не нуждается ни в уходе, ни тем более в диагностировании. Это заблуждение, очевидно, основано на рекомендациях касательно дозаправки хладагентом. Эта операция на автомобилях с небольшим пробегом, действительно, выполняется примерно раз в два года, но проверять состояние узлов и деталей климатической системы нужно намного чаще – хотя бы раз в полгода, причём независимо от пробега или времени года. А чтобы результаты проверки кондиционера в автомобиле были максимально точными и правдоподобными, её обычно проводят в два этапа.

Визуальный осмотр

Сначала выполняют внешний осмотр тех деталей климатической системы, которые не требуют разборки – все они расположены в моторном отсеке. Если механические повреждения попадаются нечасто, и они обычно заметны невооружённым глазом, то такую проблему, как утечка фреона, выявить проблематично. Дело в том, что этот хладагент всегда находится под давлением, даже когда кондиционер выключен, при этом та его часть, которая находится в газообразном состоянии, способна проникать через мельчайшие трещины (летучесть фреона столь высока, что он считается одним из основных виновников разрушения озонового слоя, и некоторые его разновидности запрещены к использованию). Если утечка имеет место быть на участке, где хладагент пребывает в виде жидкости, о факте разгерметизации могут свидетельствовать потёки масла, добавляемого во фреон для смазки уплотнителей и прокладок.

В случае микротрещин следует использовать специальный прибор – газоанализатор, который способен улавливать даже незначительные концентрации определённого вещества в воздухе. Столь же точные результаты поиска мест разгерметизации системы кондиционирования позволяет получить ультрафиолетовая диагностика. Подобный способ практикуется относительно недавно и встречается в основном на крупных (сетевых) автосервисах. Данный метод предполагает добавление в хладагент специальной ультрафиолетовой присадки – если таким фреоном заправить автомобиль и дать ему поездить некоторое время с включенной системой кондиционирования, то места утечек легко определяются ультрафиолетовым сканером (простейшим аналогом которого является УФ-лампа).

Диагностика сканером

Если внешний осмотр не выявил очевидных проблем, приступают ко второму этапу диагностики. Он заключается в проверке эффективности работы кондиционера, в частности – производительности компрессора

Мы уже отмечали, что обратить внимание на компрессор следует в тех случаях, когда в салоне появляются шумы при включении системы кондиционирования. Необходимо также проверить работу всех электрических компонентов климатической системы (таковыми являются датчики, электромагнитная муфта, вентиляторы)

Самостоятельно диагностировать электроприборы рекомендуется только в том случае, если вы имеете соответствующие навыки.

Многие современные модели климатических систем комплектуются ресивером-осушителем, на котором имеется окошко, позволяющее определить степень заполнения системы хладагентом. Если имеет место быть утечка фреона, определить это можно не по уровню жидкости (поскольку ресивер расположен на участке высокого давления, пустот вы не увидите), а по её цвету. Если он вместо прозрачного – белесоватый, и в нём присутствуют пузырьки, это и есть явное свидетельство того, что автокондиционер нужно заправить дополнительным объёмом фреона.

Принцип действия кондиционера

Для ремонта современных мобильных кондиционеров используется другая схема по сравнению с настенными климатическими системами, когда требуется восстановить их работоспособность. У передвижных устройств испаритель и конденсатор находятся в одном корпусе, а сплит-системы всегда состоят из двух разнесенных блоков. Они между собой соединяются электрическим кабелем и трубками из меди, имеющими разный диаметр:

  1. По трубкам из меди перемещается хладагент (фреон, марка которого зависит от модели кондиционера). По трубопроводу большего диаметра движется газовая фаза, а по другой трассе — жидкообразный фреон. Каждая из труб во время монтажа в обязательном порядке утепляется, так как металл обладает высокой теплопроводностью. При этом медные трубопроводы отличаются долговечностью, легко гнутся, без проблем спаиваются и выпрямляются.
  2. Электрический кабель прокладывается одновременно с трубками из меди и дренажом. С его помощью поступает питание к наружному части кондиционера. Сечение кабеля подбирается в зависимости от производительности техники.
  3. Дренажная трубка обычно создается из пластика. Реже применяется резиновое изделие. При необходимости выполнить соединение дренажного элемента используется скотч или фум-лента. Нередко дренаж дополнительно оснащается специальным кабелем для подогрева, без которого практически не обойтись в зимний период, так как в трубке может образовываться ледяная пробка. Именно она будет препятствовать отводу конденсата от внутреннего блока.

Принцип работы кондиционера

Конденсатор и испаритель во внутреннем и наружном блоке представляют собой змеевики. Они обдуваются воздухом. Для этого в конструкции имеются вентиляторы. Если кондиционер эксплуатируется в зимний период, тогда картер компрессора наружного блока оснащается подогревом, так как стандартные смазочные материалы не работают одновременно при отрицательной и положительной температуре. Чтобы самостоятельный ремонт кондиционера настенного типа не пришлось осуществлять слишком часто, выполняется понижение оборотов. В зимний период, когда требуется дополнительный обогрев помещения, наружный блок выполняет функцию испарителя. Поэтому в этом случае хладагент забирает тепло у уличного холодного воздуха. Однако не все устройства способны работать в таком режиме.

Наружный и комнатный блок кондиционера имеют схожее устройство. Внутренний элемент системы дополнительно оснащается инфракрасным приемником. Он необходим для работы ПДУ. В наружном блоке также присутствует система управления и контроля.

Компрессор всегда размещается в наружном элементе. Такое его расположение позволяет понизить уровень шума и осуществлять отвод тепла на улицу.

В испарителе во время работы кондиционера образуется разрежение, так как компрессор выкачивает хладагент из него. В результате переход фреона в газовую фазу осуществляется намного легче. Газ, попадая в компрессор, сжимается. После этого он перемещается в конденсатор. Здесь хладагент переходит в жидкую фазу и отдает тепло. Теплообмен на змеевиках наружного и внутреннего блока ускоряется за счет присутствия вентиляторов. При этом контроль температуры осуществляется датчиками, сигналы на которые поступают от электрической схемы техники.

Устройство и основные элементы

Конструкция устройства считается самой сложной из всех элементов . Кондиционер в современном автомобиле состоит из:

  • компрессора;
  • конденсера (конденсатора);
  • магистралей высокого и низкого давления;
  • ресивера с осушителем;
  • испарителя;
  • расширительного клапана (дросселя);
  • элементов электрооборудования (датчиков).

Система полностью герметична и закольцована магистралями. Работу кондиционера обеспечивает специальный газ – хладагент, поглощающий влагу и отдающий тепло.


Схема устройства и основных элементов системы кондиционирования

Компрессор

Давление, создаваемое компрессором, обеспечивает передвижение хладагента далее по системе кондиционирования. Разделяя всю систему на контуры высокого и низкого давления, он приводится в действие от коленчатого вала посредством ременной передачи. Дополнительно конструкция оснащается механизмом отключения, в качестве которого чаще всего применяется электромагнитная муфта.

Конденсер

Главная задача элемента – охлаждение хладагента. Конденсатор, устанавливаемый перед радиатором , состоит из изогнутых трубок. Между собой их соединяют перегородки, увеличивая площадь охлаждения и обеспечивая более высокую теплоотдачу. Газ в конденсаторе охлаждается потоками воздуха во время движения автомобиля. Также охлаждение может происходить и принудительно – с помощью вентилятора.

Магистрали

Делятся на два типа: высокого и низкого давления. Первые рассчитаны на повышенное температурное воздействие: в нагретом виде температура хладагента может достигать 110 градусов. Также магистрали устойчивы к повышенным нагрузкам и способны выдерживать давление до 1500 кПа, создаваемое при нагнетании хладагента.

В магистрали низкого давления газ попадает после прохождения через испаритель. К этому моменту давление хладагента уже близко к атмосферному, поэтому в качестве магистралей низкого давления применяются обычные трубки.

Осушитель

Емкость со специальным наполнителем, способным удерживать влагу, применяется для устранения влаги, попавшей в систему. Без осушителя капли воды, образующиеся в результате перепада температур, стали бы кристаллизироваться. Маленькие кусочки льда способны повредить систему, в первую очередь – компрессор.

Испаритель

Испаритель – второй радиатор системы кондиционирования, размещаемый под приборной панелью в салоне автомобиля (в модуле HVAC). Данный элемент испаряет хладагент, забирая тепло из окружающей среды. Также на нем устанавливается датчик температуры, регулирующий работу компрессора и препятствующий обледенению испарителя.

На поверхности радиатора появляется конденсат. Чтобы влага не попала на другие элементы, испаритель оснащен дренажной системой, выводящей конденсат наружу. Принудительную подачу охлажденного воздуха в салон автомобиля обеспечивает электровентилятор, установленный на испаритель.

Электрооборудование

Электрооборудование системы кондиционирования выполняет несколько функций:

  • сохранение заданной температуры;
  • принудительная подача воздуха;
  • управление всей системой.

За поддержание работы кондиционера отвечает электронный блок управления, который принимает и анализирует сигналы со следующих сенсоров:

  • датчики высокого и низкого давления;
  • датчик температуры испарителя;
  • датчик забортной температуры;
  • датчик положения дроссельной заслонки;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости.

Полученные данные поступают в блок управления, который, в свою очередь, управляет работой муфты компрессора.

Диагностика автокондиционера + распространенные неисправности

Когда в системе есть жидкое вещество, необходимо обеспечить полную герметичность. Иначе фреон выльется, а кондиционер придет в негодность. Но при эксплуатации этого устройства иногда происходит разгерметизация. Виной всему — безответственность механиков, которая приводит к утечке фреона. Каждый автослесарь подтвердит, что починка или заправка системы кондиционирования — непростая работа, которую сможет провести только опытный специалист. Поэтому диагностику компрессора автокондиционера своими руками можно выполнять только после изучения теории и получения практических навыков.

Неполадка происходит не только из-за утечки фреона. Например, к поломке может привести неправильная работа конденсора. Его еще называют радиатором кондиционера, ведь по принципу действия он похож на радиатор мотора, только имеет другие функции.

Когда конденсор не справляется со своей работой, внутрь машины поступает воздушный поток, температура которого такая же, как и снаружи. Случиться это может потому, что в радиаторе скопилась грязь. В результате охлаждение происходит плохо, а климатическая система отключается сама по себе. Ни в коем случае нельзя медлить с ремонтными работами. Необходимо очистить загрязнение, иначе радиатор перегреется, а давление в системе станет предельно высоким.

Следующая по частоте поломка — неисправность испарителя. Причина — появление коррозии, если устройство загрязнилось (либо трубка, по которой удаляется влага, засорилась). Как определить, что проблема в испарителе? Кондиционер не просто будет плохо работать, но в машине появится вода, в салоне начнет ощущаться неприятный запах.

Если мастер заправил систему кондиционирования неправильно, влага перестанет удаляться, так же как и загрязнения, которые проникают в ресивер (по причине износа компрессора).

Когда мастер заправлял либо диагностировал автокондиционер и в фреон попали загрязнения, фильтр испортится и придет в негодность. В результате шланги кондиционера станут промерзать, ведь в них застаивается вода. В итоге система кондиционирования будет отключаться.

Терморегулирующий вентиль — также важный элемент, влияющий на функционирование климатической системы. Ведь благодаря расширительному клапану происходит контроль за тем, какой объем хладагента поступит. Для этого необходимо учитывать температурные показатели и давление в системе.

Во время диагностики автокондиционера по манометрам выяснилось, что терморегулирующий вентиль сломан? Будьте готовы к тому, что:

  • система кондиционирования станет работать циклично, возникнут перебои в подаче охлажденного воздуха;
  • шланги испарителя начнут промерзать;
  • кондиционер станет отключаться.

Почему может произойти такая поломка? Дело тут может быть в следующем: механическое повреждение клапана, неверный выбор режима функционирования системы, загрязнение автокондиционера изнутри, попадание в систему воздуха, влаги.

При проведении диагностики автокондиционера может быть выявлено, что тот периодически отключается и функционирует нестабильно. Причина — неисправность датчика давления. Он необходим, чтобы система охлаждения отключалась, если давление превысило допустимые показатели. Поломка датчика происходит из-за загрязнения, неправильной работы электронных компонентов (контактов, реле, предохранителя).

Конденсатор кондиционера может быть оснащен вентилятором, чтобы происходило охлаждение хладагента. Когда вентилятор ломается, он начинает издавать посторонние шумы или вообще перестает крутиться. Произойти это может потому, что износился подшипник либо нарушено электросоединение. Сломаться вентилятор может также в результате механического повреждения.

Виной всему — неправильные условия эксплуатации как машины, так и климатической системы. Например, перегрев может произойти в результате:

  • передвижения на автомобиле в жару, когда климат-контроль не только не способен охладить воздух, но и сам нагрелся до предела;
  • вождения с превышением скорости (обороты двигателя повышенные). В итоге подкапотное пространство перегревается, как и салон;
  • длительного нахождения машины под прямыми солнечными лучами (в салоне становится слишком жарко).

Какое давление должно быть и как заправить кондиционер после проверки

Давление в различных контурах системы зависит от целого ряда факторов. Как отмечалось ранее, в значительной степени на этот показатель влияет температура воздуха и тип рабочей жидкости.

Статья в тему: Что будет, если поймали пьяным за рулем

Так или иначе, в большинстве своём современные системы кондиционирования, как правило, заправляются универсальными видами хладагентов, которые имеют схожие рабочие параметры. Наиболее распространённым из них является так называемый 134 фреон.

Так, при теплой погоде этот вид хладагента должен находиться в системе кондиционирования под давлением равным:

  • 12 – 15 кг/см2 в контуре высоко давления;
  • 1,5 – 5 кг/см2 в контуре низкого давления.

Необходимо помнить, что это одна из ключевых эксплуатационных характеристик климатических систем автомобиля. Она позволяет судить об исправности её рабочих узлов и элементов.

Обязательно прочитайте: Как самому заделать трещину на пластиковом бампере

Процедура по замеру давления кондиционера зачастую приводит к потере хладагента. В связи с этим возникает необходимость пополнить систему до требуемого значения.

Для проведения дозаправки системы следует иметь при себе некоторое оборудование. В список снаряжения входит:

  • манометрический блок;
  • пара шлангов для кондиционера;
  • резервуар с рабочей жидкостью;
  • переходные фитинги с запорной арматурой.

Справиться с дозаправкой системы фреоном будет под силу даже начинающему автолюбителю, стоит только придерживаться пошаговой инструкции:

  • приверните фитинг с краном к резервуару с фреоном;
  • соедините фитинг со шлангом;
  • другой конец шланга соедините с манометрической станцией;
  • оставшийся шланг с фитингом смонтируйте на другом выводе манометрического блока;
  • приступайте непосредственно к дозаправке системы, открыв кран.

Чтобы уточнить заправочную ёмкость системы кондиционирования конкретного автомобиля, достаточно взглянуть на информационную табличку под капотом вашего авто. Изучив её, вы узнаете тип/марку рабочей жидкости и объём системы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Канализация, водоснабжение, ремонт