Диагностика и устранение неисправностей автомобильного кондиционера
Проще всего работоспособность кондиционера, установленного в авто, определяется наощупь — по разнице температур между тонкой трубкой нагнетателя, входящей в конденсор, и толстым патрубком, выходящим из компрессора. У работающей системы кондиционирования трубка нагнетателя должна быть горячей, а толстый патрубок – холодным. Если разница температур между ними отсутствует, значит, кондиционер в машине не работает. Да и холодный воздух из вентиляционных отверстий в салон автомобиля поступать не будет.
Причинами неисправности автомобильного кондиционера могут быть:
- нарушение герметичности элементов системы;
- загрязнение радиатора кондиционера (конденсора) или всего устройства в целом;
- механические поломки деталей системы (резиновых патрубков, латунных трубок и пр.);
- поломка компрессора.
Автокондиционер — это достаточно сложное устройство, которое самостоятельно отремонтировать невозможно. Своими руками можно только проверить его работоспособность. А чтобы очистить систему кондиционирования в автомобиле или заправить фреоном, нужно иметь под руками специальное оборудование. Единственный способ избежать поломки автомобильного кондиционера — регулярно и тщательно ухаживать за ним.
Если сплит-система перестала охлаждать
Когда диагностика проведена, а результаты проверки неутешительны, то хозяевам сначала можно попытаться восстановить работу оборудования самостоятельно. В одних случаях сделать это вполне по силам. Другие неполадки требуют помощи квалифицированного мастера.
Некорректные настройки
Это то, что можно исправить своими силами. В том, что сплит-система перестала охлаждать, могут быть виноваты неправильные настройки оборудования. Причин неэффективной работы есть несколько:
- Установка некорректной (высокой) температуры. Чтобы определить оптимальное значение, сначала пробуют установить минимальный параметр, а потом его корректируют (повышают) до комфортного показателя.
- Неверно выбранный режим работы. Если сплит-система работает при установленной опции вентилятора, то охлаждение ожидать не приходится. В этом режиме задача оборудования одна: это обеспечение циркуляции воздуха.
Изменение режима на «охлаждение» — единственное, что во втором случае требуется от хозяев.
Низкое либо нестабильное напряжение
Недостаточно высокое напряжение в сети может создавать обманчивое впечатление, что техника работает, так как в такой ситуации могут функционировать вентиляторы. Однако сплит-система работать не будет, потому что компрессор не сможет включиться. Поэтому необходимо замерить напряжение сети. Если оно низкое, то нужно дождаться нормализации, а затем снова попробовать запустить оборудование.
Постоянные просадки напряжения — вторая неприятность, которая является уже почти нормой там, где соседи регулярно включают мощные приборы. В такой ситуации единственный выход — покупка дополнительного оборудования: стабилизатора или преобразователя напряжения (инвертора).
Загрязнение радиатора наружного блока
Если сплит-система перестала охлаждать, то после тестирования напряжения лучше заняться проверкой обоих блоков кондиционера. Первым должна стать часть, которая находится на улице. Помимо неэффективной работы на охлаждение симптомом загрязнения радиатора является периодическая остановка компрессора.
Причина — пыль, тополиный пух и т. д. Грязь препятствует нормальной работе вентилятора, поэтому возникают проблемы теплообмена между улицей и конденсатором. Следствие — недостаточное охлаждение воздуха в помещении. Лучший прибор для чистки наружного блока — парогенератор. Более простая замена ему — обычная щетка.
Засорение фильтров внутреннего блока
Это еще одна распространенная причина, так как от пыли невозможно избавиться, она есть везде и всегда. Свою «скромную» лепту вносит вездесущая шерсть домашних питомцев, она скапливается на пластинах теплообменника. В этом случае появляется дополнительный признак неполадки — потеки, наледь.
Способ устранения этой проблемы — чистка фильтров. Крышку блока снимают, фильтры вынимают, а затем промывают под струей прохладной воды. Горячую жидкость использовать не рекомендуют, так как возможна деформация элементов.
Возможные причины неисправностей
Кондиционер, как сложное техническое устройство, требует особого ухода и условий, для своего нормального функционирования. Если не проверять наличие наледи на решетке или функционирование вентилятора, то они неожиданно могут дать сбой. Подробнее разберем причины, при которых кондиционер не греет.
Мало времени
Основная функция кондиционера со сплит-системой — это охлаждение воздуха в помещении до приемлемого состояния, а подогрев и теплый воздух являются дополнительными функциями. Системы кондиционирования не смогут заменить привычную батарею. Нагрев воздуха в кондиционере происходит в момент перекачки фреона в обратном направлении. Такие процедуры в технике требуют выравнивание давления на одном уровне.
Владельцы приборов хотят получить моментальный результат и когда его нет, списывают все на неисправность прибора. Решается такая проблема просто: после включения стоит подождать 10-15 минут, дать устройству разогреться. Если прибор не нагревается после такого времени, можно предполагать наличие неисправностей.
Низкая температура в помещении
Каждый кондиционер может работать в определенных минимальных температурах, указанных в документах. У моделей инверторного типа такая температура находится в пределах от -25 до -15 градусов, у простых моделей от -5 до +5, внимательно читайте инструкцию. В документах к технике указывают максимальную температуру в помещении, которую может создать машина.
Но производители не всегда точно указывают температуру и немного хитрят. Например, указано, что прибор может работать при -25 градусах, а прогревать воздух до +28 градусов. На деле, чем ниже градус на улице, тем до меньшей температуры прибор сможет прогреть помещение и эти +28 градусов превратятся в +16.
Утечка фреона
Самая распространенная проблема на данный момент. Для правильной работы устройства необходим особый газ — фреон. Если его недостаточно, кондиционер не дует теплым воздухом. Фреон уходит через микротрещину в каркасе и уже не возвращается.
В данной ситуации стоит обратиться к компании, где был заказан кондиционер. Вам почистят испарители и дозаправят фреон либо полностью поменяют оборудование.
Загрязнения и засоры
Фреон смешивается с компрессорным маслом и перемещается между блоками. При плохом масле образуется осадок, который засоряет систему и сужает трубки. Производителей фреона много и не все гарантируют качество продукции, поэтому в хладагенте может находиться вода, которая образует ледяные засоры и пробки.
Поломка клапана
Когда на устройстве не включается режим обогрева, возможна поломка трехходового клапана, который позволяет плавно переключаться между режимами работы. Необходимо заменить его и устройство снова будет работать в исправном состоянии.
Проверка работоспособности кондиционера
Основным критерием, подтверждающим, что кондиционер работает в штатном режиме, является температура выдуваемого из внутреннего блока воздушного потока. Как правило, на выходе из испарителя температурные показатели воздуха находятся в пределах от 6 до 14°С. Исключением являются только кондиционеры инверторного типа, у которых данное значение может достигать 18°С. Кроме того, величину тепловой нагрузки на кондиционер определяет температура воздушных масс в комнате и за окном.
Важно знать, что сплит-системы, изготовленные в Европе или в Японии, имеют на выходе более высокие температурные показатели, чем привезенные из Китая и других азиатских стран
Экспресс-метод расчета тепловой нагрузки на кондиционер
Существует несколько методик, с помощью которых можно определить величину тепловой нагрузки на сплит-систему, предполагаемую к установке в любом помещении. Например, одна из упрощенных формул для расчета тепловой нагрузки определенной комнаты выглядит так:
Q = V*C*K/860
где:
- Q — величина тепловой нагрузки помещения (кВт/час);
- V — объем помещения (м. куб);
- C — разница между температурой на улице и необходимой для поддержания в помещении (°С);
- K — коэффициент тепловых потерь помещения.
Однако на практике специалисты рекомендуют неискушенным потребителям пользоваться экспресс-методом определения тепловой нагрузки помещения. В этом случае расчет проводится по формуле:
Q = S*Qср
где:
- Q — величина тепловой нагрузки помещения (кВт/час);
- S — площадь помещения (м. кв.);
- Qср — усредненная тепловая нагрузка, которая составляет для обычных (типовых) комнат — 100 Вт/м2, а для помещений с большой площадью остекления или с окнами, выходящими на солнечную сторону — 120 Вт/ м2.
Измерение степени охлаждения воздуха
Убедиться в исправности кондиционера можно, измерив перепад температур на его входе и выходе. При этом термометром нужно определить температурные показатели:
- входящего воздушного потока над внутренним модулем;
- воздушной струи, выходящей из открытой шторки.
Если перепад измеренных температур находится в пределах от 8 до 12°С (или больше), это значит, что агрегат работает в штатном режиме. В противном случае могут иметь место проблемы с охлаждением.
Почему кондиционер не охлаждает воздух в квартире
Итак, ваш кондиционер плохо охлаждает. Причины, которые к этому могли привести:
- Грязь в фильтрах внутреннего блока. В таких случаях обычно кондиционер слабо охлаждает, но не перестаёт работать полностью. Фильтр кондиционера, разумеется, сам по себе ничего не охлаждает. Он работает так же, как и любое другое подобное устройство: это сеточка, которая не пропускает мусор внутрь кондиционера. Но если мусора много, то возникает тот самый результат: кондиционер работает, но не охлаждает.
- Загрязнение теплообменника — причина похожая, из-за которой тоже кондиционер дует, но не охлаждает комнату. Суть в том, что различный мусор, пыль, пух и т.д. попадают в блок кондиционера. Сам по себе грязный городской воздух может стать причиной загрязнения деталей кондиционера. Из-за этого он перестаёт охлаждать.
- Загрязнение вентилятора — и снова причиной того, почему не охлаждает кондиционер, выступает грязь. Здесь решение очень похоже на то, которое мы использовали для фильтра: просто берём и моем вентилятор с мылом. Он начинает работать с прежней скоростью, и наш кондиционер охлаждает помещение, как и раньше.
- Не хватает фреона — ситуация весьма распространённая. Фреон — это вещество, так же известное под названиями «хладагент» и «хладон». Именно оно вступает в реакции с воздухом, что способствует охлаждению. Если фреона нет, то, разумеется, кондиционер работает, но не охлаждает. При этом фреон утекает естественным образом через различные стыки труб, так что он заканчивается в любом устройстве. Следует отметить, что некоторые недобросовестные установщики намерено плохо затягивают соединения кондиционера, чтобы фреон утекал быстрее, устройство переставало охлаждать, и вы всё чаще вызывали сервисное обслуживание, чтобы заправить фреон. Так что будьте бдительны — если вам приходится часто дозаправлять фреон, то есть вероятность, что вас водят за нос. Учитывая, что фреонов есть несколько разновидностей, некоторые из них заправляются по особым правилам. Но большинство можно заправить самостоятельно. И вот — ваш кондиционер снова охлаждает помещение.
- Поломка вентилятора естественным образом приведёт к тому, что кондиционер не охлаждает. Вам потребуется ремонт. С тем же результатом могут сломаться электродвигатель или дополнительная плата.
- Поломка четырёхходового клапана тоже приведёт к тому же результату — кондиционер не охлаждает помещение. Назначение этого клапана — в том, чтобы переключаться с охлаждения на обогрев. Диагностировать такую поломку могут только специалисты. Выявить её самостоятельно, основываясь лишь на том, что кондиционер не охлаждает, не получится.
- Поломка компрессора подразумевает под собой разные ситуации: замыкание, заклинивание, выход из строя реле, проблемы с конденсатором и т.д. В последних двух ситуациях поможет замена сломавшегося устройства. А вот замыкание или заклинивание — это уже более серьёзная проблема, из-за которой придётся полностью заменить внутренний блок, не только чтобы кондиционер начал охлаждать, но и для того, чтобы он просто-напросто включился.
- Неполадки в датчиках температуры. Это означает, что ваш кондиционер сам по себе способен охлаждать помещение, но не может правильно определить температуру, так что не производит охлаждения, когда это нужно. Здесь выход простой — замена сломавшихся датчиков.
- Повышенное или пониженное давление часто влияет на чувствительность датчиков. Иногда кондиционер не холодит из-за него, хотя выглядит всё так, будто сломались датчики температуры.
- Засорилась капиллярная трубка. Обычно понять, что проблема именно в этом, не составляет труда. Вода капает не из внешнего, а из внутреннего блока кондиционера. В таких случаях помогает чистка капиллярной трубки, либо её замена на новую, если это целесообразно.
Почему кондиционер не греет?
В кондиционере не работает режим оттаивания
Но как быть, если функция обогрева в кондиционере недоступна по каким-либо причинам?
Рассмотрим несколько факторов, которые могут повлиять на его работу:
- Сильные морозы. Электроприбор попросту может быть не предназначен для обогрева помещений при подобных погодных условиях. Это и есть частая причина того, что кондиционер правильно не греет. Мощности некоторых устройств не рассчитаны на такой сильный температурный перепад, поэтому устройство и не способно подогреть воздух в комнате более, чем на 3 градуса. Зато при условии, что на улице от 0 до +5 °C, прибор греет воздух с наибольшей продуктивностью.
- Тепло не подается при наличии потока воздуха из внутреннего модуля. Приток воздуха в помещение имеет температуру, схожую с уличной. Тут явно наличие проблемы с компрессором. Возможна поломка в четырехходовом клапане, который является ответственным элементом за изменение режима работы кондиционера. При наличии повреждения, он не может обеспечить переключение режимов функционирования прибора с летнего на зимний. В этом случае потребуется замена либо ремонт компрессора.
- Нарушен либо отсутствует режим «оттаивания». При таких обстоятельствах электроприбор все-таки работает в обычном режиме охлаждения воздуха. Функционируют блоки, подающие воздух. А в режиме обогрева не работает.
Другие причины и способы наладки
Некоторые модели кондиционеров имеют в своей комплектации спираль, вырабатывающую тепло, которая установлена на внутреннем блоке прибора. А вентилятор разносит подогретый воздух по помещению. Когда подогрев атмосферы осуществляется плохо, стоит проверить прибор на наличие проблем с питанием спирали либо же с вентилятором внутреннего блока.
Некоторые неполадки такого характера под силу устранить потребителю самостоятельно. Проблема может скрываться в простом промерзании конденсата во внутренних трубках электроприбора, что влечет за собой их засорение и появление непроходимости.
Если на улице и так мороз, то временное отключение прибора не поможет. Намерзание внутри трубки не растает из-за отрицательных температур снаружи. Остается ждать потепления либо можно попробовать запустить обогревательный электропровод, проходящий вдоль этих трубок. Это поможет, если нет проблем с внешним блоком.
Возможные причины возникновения конденсата:
- Непрофессионально проведенные монтажные работы, нарушившие целостности и работу кондиционера.
- Наличие в приборе производственного дефекта.
- Присутствие микротрещин, через которые жидкость поступает внутрь устройства. Тут не исключены возможности повреждения комплектующих механическим путем либо из-за неправильных условий эксплуатации.
При таких обстоятельствах невозможно прогреть контур. Но если попробовать переключить режимы с функции обогрева на охлаждение, а через время в обратном порядке, возможно проблема будет устранена. Может понадобиться несколько таких поочередных переключений, чтобы пробка подтаяла и выскользнула из трубки, освободив проход.
Переключение кондиционера с охлаждения на обогрев
Из-за образования трещин, иных повреждений с появлением микроскопических зазоров может произойти падение давления во фреоновом контуре. Это становится возможным по причине потери небольшого количества хладагента. При таких обстоятельствах кондиционер будет плохо охлаждать и греть.
Проблему с дозаправкой фреоном устранят сервисные службы, которые занимаются обслуживанием. Действия производятся через патрубок арматуры, находящийся во внешнем блоке снаружи здания. Специалисты пользуются коллектором для азотирования, вакуумирования и дозаправки.
А вот определить такую необходимость можно самостоятельно. Для этого надо найти и обследовать шкалу агрегата, где указаны фактические показатели наличия фреона. Сравнив их с рекомендуемыми по паспорту прибора, выявляют потребность в дозаправке.
Мастера используют специальные термометры для замера паров фреона при входе в компрессор. А показания коллектора укажут на цифровые данные о состоянии давления. Наличие температурной разницы более чем на 8°C между этими двумя цифрами указывают на потребность в дозаправке.
Основные причины слабого охлаждения
Загрязненность фильтров. Эту проблему просто и быстро можно устранить. Достаточно снять крышку передней панели и достать фильтры, представляющие собой простую конструкцию с мелкой сеткой. Установленные фильтрующие элементы обычно промываются в мыльной воде. После этого они хорошо просушиваются и возвращаются на место. Фильтры следует очищать достаточно часто, особенно, если вы знаете, что воздух в помещении быстро загрязняется из-за большого количества людей, различных приборов, находящихся в комнате.
Загрязненный теплообменник блока. Радиатор наружного блока, теплообменник нередко покрываются слоем пуха во время цветения тополей. Причиной загрязнения и плохой работы становятся и другие факторы. Устранить их можно! Но помните, что такие загрязнения не удаляются самостоятельно! Также на теплообменник оказывает негативное воздействие уличный сильно загазованный воздух. Во всех случаях важнейший агрегат кондиционера очищается пылесосом или специальной мойкой высокого давления. Достаточно непростую операцию лучше доверить специалистам. Они грамотно проведут обслуживание и дадут гарантию на него.
Загрязненный вентилятор блока. Вентилятор во внутреннем блоке со временем покрывается слоем пыли и иных загрязнений. Причем всевозможные примеси не просто снижают эффективность техники, но и негативно сказываются на состоянии вашего здоровья
Очень важно своевременно очищать вентилятор, установленный во внутреннем блоке. Он достаточно легко промывается мыльным раствором или мойкой высокого давления
Но и при проведении данного процесса следует соблюдать множество требований. Проще доверить профессионалам все работы!
Недостаточное количество фреона, а также его снижение ниже критических отметок. Дозаправка кондиционера – та процедура, которая всегда должна проводиться только специалистом. Лишь опытный мастер может грамотно определить нужный метод заправки, подобрать подходящий состав, оперативно решить все задачи.
Выход из строя вентилятора. Такая поломка возникает из-за неисправности электродвигателя или дополнительных плат. Не стоит пытаться самостоятельно разобрать кондиционер!
Выход из строя четырехходового клапана. Данный элемент используется для переключения между режимами обогрева и охлаждения. При неисправности клапан может как ремонтироваться, так и заменяться.
Выход из строя компрессора. Нередко компрессор заклинивает. Также может произойти замыкание, пробой обмоток, возникают и другие неисправности. При некоторых поломках требуется замена всего блока. При несложных сбоях могут устанавливаться новые отдельные детали.
Выход из строя температурных датчиков. При такой поломке плата управления не подает сигнал системе на включение компрессора. В результате температура воздуха постоянно повышается, а кондиционер просто не работает. Также из строя могут выйти датчики низкого или высокого давления. Они заменяются, но доверять их установку можно только специалистам.
Засор в капиллярной трубке. При такой поломке трубка может заменяться либо прочищаться.
Мы рассказали о распространенных проблемах, но далеко не всех. В любом случае, самостоятельно и без риска для отдельных элементов кондиционера вы можете провести работы лишь по очистке фильтра. Мы рекомендуем доверять решение всех задач специалистам. Они готовы проводить обслуживание техники своевременно и в полном объеме, ориентируясь на регламенты производителя. Это позволит вам не только всегда наслаждаться приятной прохладой чистого воздуха, но и сократить расходы на ремонт, продлив срок службы всех деталей кондиционера.
Ситуации, в которых решение проблемы под силу только специалисту
К сожалению, не все неполадки, возникающие во время эксплуатации кондиционеров, можно решить самостоятельно. В некоторых ситуациях помощь мастера по ремонту просто необходима.
Испарение или утечка фреона
Если происходит нарушение целостности системы, фреон стремительно испаряется.
Фреон — вещество, за счет которого климатическое оборудование охлаждает воздух. Даже если целостность системы не нарушена, в норме он испаряется из кондиционеров до 7% в год. Не исключено, что за несколько лет без техобслуживания сплит-система потеряла большое количество фреона.
После нарушение целостности системы кондиционер начинает дуть теплым воздухом, а затем и вовсе перестает включаться.
Решение: в случае с естественным испарением специалист проводит дозаправку фреоном. Если произошла разгерметизация системы, мастер находит место поломки, устраняет течь, и также проводит дозаправку фреоном.
Засор капиллярного трубопровода
Из-за засора капиллярного трубопровода возникает разница давлений на входе и выходе капиллярной трубки. Как итог фреон испаряется, отдавая холод еще до того, как поступит в испаритель. Охлаждающая способность падает, компрессор предпринимает попытки компенсировать это своей непрерывной работой.
Решение: в зависимости от степени загрязнения капиллярной трубки, ее либо очищают при помощи продувки или растворителей, либо заменяют на новую.
Поломка переключающего клапана
Переключающий клапан контролирует работу климатических режимов. Если техника перестала охлаждать помещение, значит, он не может переключиться на режим охлаждения.
Решение: замена клапана. Также возможен ремонт, после которого оборудование начинает работать только на охлаждение. Это намного дешевле замены и выгодно для тех, кому не нужна функция обогрева.
Мнение эксперта
Левин Дмитрий Константинович
В случаях, когда произошла поломка других комплектующих кондиционера, нужна их замена на новые: как правило, ремонту они не подлежат.
Что входит в состав сплит-кондиционера?
Сплит-кондиционер – разделённая на внешний и внутренний блоки система. Только поэтому она и высокоэффективна. Оконные кондиционеры не могли похвастаться таким свойством.
В состав внутреннего блока входят воздухофильтр, вентилятор и змеевик с радиатором, в трубопроводе которого циркулирует фреон. Во внешнем же блоке располагаются компрессор и второй змеевик, а также конденсатор, способствующий превращению фреона из газа обратно в жидкость.
Сплит-кондиционеры разнятся по типу и мощности:
- с настенным внутренним блоком – до 8 киловатт;
- с напольно-потолочным – до 13 кВт;
- кассетного типа – до 14;
- колонные и канальные – до 18.
Редкими разновидностями сплит-кондиционеров считаются центральные и системы с внешним блоком, ставящимся на крыше.