Взрыв газового баллона в машине: причины и как избежать в 2022 году
Время чтения: 3 минут
Преимущества установки ГБО на автомобили уже давно доказаны. Но многие водители боятся переходить на газ, так как интернет переполнен роликами с названием «Взорвался баллон…».
Однако, если взрыв газового баллона в машине и случается, это происходит из-за неисправности автомобиля либо по причине неправильной эксплуатации ГБО.
Изучим этот вопрос и разберемся, каким правилам нужно следовать, чтобы даже мыслей о взрыве не возникало.
Может ли взорваться ГБО в автомобиле
Смесь пропана и метана с воздухом идеально подходит для хорошей детонации при наличии искры. Поэтому целью разработчиков ГБО было создать такую систему, которая полностью нивелирует возможность взрыва и по максимуму «возьмет» все лучшее от газа. С каждым новым поколением ГБО езда становится более безопасной.
В баллонах предусмотрены вентили и клапаны, которые могут выдерживать предельное давление (и даже с запасом). Газопроводы топливной магистрали производят из медных сплавов, а в последних поколениях стали внедрять армированные пластиковые и даже термопластиковые трубы.
Риск утечки газа мизерный, но он все-таки есть, и это можно отнести к минусам ГБО.
Даже если герметичность в каком-то месте нарушена (что при правильной эксплуатации – редкость) и газ вырвался наружу, водитель сразу же почувствует резкий запах. В баллон добавляется специальный состав – одорант, который усиливает запах настолько, что даже при малейшей утечке человек почувствует его, примет меры и не даст газу достичь опасной концентрации в воздухе.
Предел взрываемости пропана – 2,1-9,5 %, пропан-бутана – 1,9-8,5%. Именно поэтому пропан-бутановая смесь уступает по безопасности метану. Еще один неприятный «бонус» – сжиженный газ тяжелее воздуха и при утечке оседает ближе к земле. Но даже при этих показателях одорант даст знать об утечке задолго до достижения отметки 2,1.
Метан взрывается при концентрации в воздухе в пределах 5–16 %, самая опасная концентрация – 9,5%.
Если концентрация газа менее 5%, он не взрывается, а горит, хотя горение может происходить очень быстро, в виде хлопка, что также очень опасно для людей, но само по себе к взрыву баллона не приведет.
Разве что начнется пожар и баллон взорвется от того, что давление в нем в результате нагрева повысилось.
Метан легче воздуха, и, покинув баллон, его потоки стремятся вверх. Накапливаться он может только в закрытых помещениях, под потолком.
Неблагоприятные факторы для ГБО при утечке – горение проводки и других деталей авто. Поэтому взрыв может произойти только под действием мини-пожара в остальных системах.
Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен при условии, что он качественно изготовлен, испытан и оборудован в соответствии с правилами и требованиями к ГБО.
Почему случаются взрывы
Разрушение (взрыв) баллона возможно при наличии таких неисправностей:
- Появление микротрещин в результате коррозии металла (именно поэтому в последних поколениях оборудования не используют металлические емкости и трубопроводы).
- Нарушение герметичности вследствие мощного удара (это приводит к утечке, но не обязательно к взрыву).
- Емкость перегревается, в результате газ стремится к расширению и создает колоссальное давление. Но бояться не стоит, ведь при разработке баллоны проходят испытания под огромными температурами (рабочий диапазон примерно от -40 до +650 С). Одна из причин, почему взрываются газовые баллоны в машине от перегрева, – резкий перепад температур. Например, в сильные морозы водитель ставит автомобиль в теплый гараж, да еще и таким образом, что баллон находится в самой обогреваемой зоне.
- Переполнение баллона. Именно заполненная на 100 % емкость может привести к вышеуказанному взрыву от перепада температур. Чтобы этого не произошло, применяется мультиклапан, который при наполнении 80 % объема баллона перекрывает доступ к его заправке.
- Еще один возможный вариант – установка некачественного ГБО и неправильная настройка системы.
Как исключить вероятность взрыва
Чтобы ваше авто не стало героем видео «В машине взорвался газовый баллон», избегайте неопытных установщиков. Обратитесь в сервис или на специализированную станцию, где работают опытные монтажники.
Если водитель выбрал поколение ГБО, в котором нет мультиклапана, он должен сам контролировать, чтобы на заправке в баллон не попадало больше 80 % газа, а также следить, чтобы топливо было качественным. Желательно регулярно проверять соединения на герметичность (с помощью мыльного раствора).
Если почувствовали запах газа в дороге, немедленно остановитесь, заглушите мотор, откройте в салоне все окна. Не заводите автомобиль, пока не выявите причину неисправности.
Основные причины взрыва газа
Чтобы понять, от чего может взорваться обычный бытовой газ, достаточно обратиться к сводкам газовых служб. «Почетное» первое место по распространенности занимает безграмотное хранение баллонов с пропаном.
Дающие утечку старые емкости годами лежат на антресолях, в чуланах, кухонных нишах под окном. Для взрыва скопившегося горючего бывает достаточно одной небольшой искры.
Распространенная ошибка – резкое перемещение емкостей с газом из холода в тепло. Часто наблюдается при хранении баллонов на балконе. Изменение температуры провоцирует быстрое расширение вещества, взрыв
На втором месте расположились ошибки, связанные с небрежной установкой оборудования – падение баллонов или нагревание их расположенными поблизости отопительными приборами довольно часто становится причиной детонации.
На третье вышли неисправности магистрального газопровода, утечки из-за ошибок монтажа: негерметичные соединения, износ шлангов, неправильное подключение плит. Сюда же относятся несанкционированные изменения проекта, исключающие эффективную вентиляцию, самостоятельные подключения дополнительного оборудования.
Четвертое место отведено невнимательности пользователей, допускающих заливание форсунок плиты жидкостью. Попав на сопло, вода гасит огонь, но не перекрывает выход газа. Скопление взрывчатого вещества при отсутствии проветривания быстро достигает критических значений.
Нередко жильцы многоквартирных домов пользуются газовой плитой для обогрева помещения. Некоторые даже оставляют оборудование включенным на ночь. Делать этого нельзя, так как оставшаяся без наблюдения плита – источник опасности
И последнее, пятое место долгие годы удерживает безответственность владельцев старых баллонов. Решив дать емкости новую жизнь, практичные жильцы распиливают, разрезают, различными способами вскрывают резервуар, чтобы приспособить для разных нужд. Это грубая ошибка.
Даже кажущийся абсолютно пустым баллон всегда содержит остаточный газ. Поэтому каждое действие, направленное на самостоятельное вскрытие – шаг к катастрофе.
Подробности ЧП в Твери – взрыв цистерны с пропаном привел к токсичным выбросам в атмосферу
ЧП в Твери — сильный пожар на окраине города
МЧС и полиция официально прокомментировали ход ликвидации ЧП на окраине города — взрыв емкостей с пропаном и возгорание автобусов и легковых автомобилей на окраине города.
Напомним, что в среду, в 22:45, в Твери по адресу улица Хрустальная дом 47 произошел взрыв емкости с пропаном (читайте >> ЗДЕСЬ).
— В оперативную дежурную службу поступило сообщение о возгорании четырех автобусов, принадлежащих турфирме, автомобиля газель, и двух автоцистерн с пропаном. Одна из автоцистерн с пропаном взорвалась, — сообщает пресс-служба областного МЧС.
Взрыв и крупный пожар произошел рядом с ТЭЦ-3. К месту ЧП были стянуты силы МЧС — 10 единиц техники (ПЧ-1 1 отд. 1АЦ, АЛ; ПЧ-2 1 отд.1АЦ; ПЧ-3 1отд. 2АЦ, ПЧ-4 1 отд.1АЦ, ; СЧ-17 4 отд. АЦ,АПТ, АВ, АГ; ПЧ-77 1отд., 1АЦ).
Огнеборцы некоторое время не могли подобраться к месту ЧП из-за угрозы повторного взрыва.
— Весь личный состав отодвинут на безопасное расстояние на 300 метров, на тушение автоцистерн подано 3 лафетных ствола, проложены 2 магистральные линии: 1 линия от пожарного гидранта, 2-я от ручья, — сообщало МЧС.
Место было оцеплено полицией.
— Сведения о пострадавших в дежурную часть УМВД пока не поступали. На месте происшествия работает следственно-оперативная группа. Сотрудниками полиции блокирован участок местности, прилегающий к месту взрыва, частично перекрыто движение по улице Хрустальной. Осуществляется пропуск специального автотранспорта, оказывается содействие подразделениям МЧС, — сообщила пресс-служба Управления МВД России по Тверской области.
Удивительно, но жертв в таком страшном пожаре удалось избежать. По крайней мере по состоянию на утро 22 ноября, сообщений о погибших и раненых в результате ЧП не поступало.
Тем не менее есть вероятность того, что от взрыва погиб водитель цистерны с пропаном. Пока эта информация официально не подтверждена.
Угрозы для населения нет, эвакуация жителей не проводилась. Теперь МЧС и МВД предстоит выяснить причины возникновения поджара. Нельзя исключать, что возгорание было не случайным – в Твери вот уже несколько дней продолжаются атаки на маршрутные такси. В них стреляют из травматики и поджигают.
— 17 ноября, на базе, во время стоянки, неизвестные подожгли несколько «пазиков», работающих на городских маршрутах, — сообщает Тверской автотранспортный союз.
По информации «Комсомольской правды», сгоревшие в результате взрыва пропана автобусы «Вольво» принадлежали таксо-, офис которой находится как раз на улице Хрустальной в доме №47 – месте ЧП.
О последствиях ЧП и ущербе пока говорить рано. Известно лишь, что при взрыве пропана, помимо открытого огня, в атмосферу выделяются токсичные продукты горения. Однако опасности для населения нет – МЧС справилось с ЧП.
«Комсомолка» продолжит следить за развитием событий.
Фотогалерея «На автозаправке в Твери взорвалось пять емкостей с пропаном».
180
ИСТОЧНИК KP.RU
Причины взрыва газового баллона в разное время года
Истоки происшествия, произошедшего зимой, кроются в несоблюдении правил обращения с газовыми емкостями. В одном из городов такая авария обошлась без человеческих жертв по чистой случайности. Рабочие, пришедшие с мороза, для установки натяжных потолков, принесли с собой газовый баллон и оставили его в прихожей. Через некоторое время раздался страшный взрыв, выбило окна, двери. В стоящей в прихожей емкости с сжиженным газом, от перепада температур, произошел переход газа из жидкого состояния в газообразное, давление резко возросло, что привело к взрыву. Ведь газ обладает такой же разрушительной силой, как тротил. В результате разрыва колбы с газом при наличии открытого огня или случайной искры, возникают пожары. Их –за пожаров, произошедших в результате самопроизвольной разгерметизации емкостей со сжиженным углеводородным топливом страдают не только виновники происшествия, но и соседи, случайные прохожие. В металлических емкостях нельзя визуально контролировать уровень газа, если их неправильно заправить, «под завязку», на улице, в мороз и внести в теплое помещение, то газу некуда расширяться, и он разрывает сосуд. Взрыв может произойти, если соотношение газов пропан – бутан в сосуде, не соответствует времени года (в зимнее время — 9:1, в летнее – 1:1). Если в зимнее время использовать газ с соотношением 1:1, то бутан, который на холоде не работает, в помещении нагревается и разрывает сосуд. Когда газ заканчивается, после него остается конденсат, который нужно сливать на специальных станциях. Некоторые сливают его самостоятельно, что приводит к опасным последствиям. Газ тяжелее воздуха и при утечках (плохо закрыт или пропускает вентиль) скапливается в местах ниже уровня пола, что при искрообразовании также приводит к взрыву.
Статистика взрывов газовых баллонов
Ежегодно фиксируется около 300 происшествий, связанных с газовыми емкостями. По статистике, большинство взрывов происходит в холодное время года по причине большого перепада температур между заправкой и эксплуатацией. Однако, сам перепад температур к взрыву привести не может, так как данные изделия имеют диапазон рабочих температур от -40 до 50 градусов С, а основная причина – это нарушение правил эксплуатации сосудов с газом, работающих под давлением. Таких как:
- отсутствие своевременного освидетельствования,
- заправка на АГЗС, где степень наполнения оценивают не по массе, а по давлению,
- размещение емкостей с газом при хранении и эксплуатации в помещениях общего пользования.
Композитно – полимерный сосуд при пожаре ведет себя очень интересно: с увеличением температуры, стенки колбы становятся газопроницаемыми, что позволяет газу выходить очень медленно и такой сосуд становится похож на светящийся шар. Температуры обычного пожара, как правило, недостаточно, чтобы расплавить стекловолокна, а горловина для вентиля удерживается стальным фланцем, поджимаемым изнутри давлением. Поэтому, данные изделия статистику происшествий не увеличивают.
Последствия взрыва газового баллона
Наличие большого числа жертв и значительных разрушений при таком взрыве объясняется тем, что пожары характеризуются возникновением объемной вспышки (взрыва), во время которого образуется избыточное давление, приводящее к травмам людей и разрушению строительных конструкций. От взрыва происходит разрушение окон и раскрытие дверей, что способствует беспрепятственному распространению пламени, а фронт пламени приводит к воспламенению легкогорючих предметов, образуя вторичные очаги пожара.
Видео взрыва на заводе производящем баллоны:
Иголка в океане
Одну из первых значимых находок ученым удалось сделать 7 октября, когда они обнаружили мощный выброс метана в акватории Восточно-Сибирского моря. Сначала им удалось «засечь» его с помощью акустических приборов, а затем увидеть собственными глазами, что, по словам участников экспедиции, является редкостью.
— Как ни точна аппаратура, показывающая координаты сипа, найти в морских волнах место прорыва газа в атмосферу посложнее, чем отыскать иголку в стоге сена. И тем не менее участникам экспедиции это удалось! Справа по борту «Келдыша» они разглядели на фоне темной воды пятно изумрудного цвета. Приблизившись к нему, ученые смогли наблюдать, как из черной глубины моря на поверхность тысячами пузырьковых нитей поднимается газ, — цитирует пресс-служба Томского политехнического университета главного эксперта управления проректора ТПУ по внешним связям, журналиста Сергея Никифорова, который находится на борту судна.
Метан, поднимающийся из глубины одного из озер северной Аляски
Фото: Getty Images/The Washington Post
Метановая реформа
Признают ли полезный газ возобновляемым источником энергии?
Общая площадь газового фонтана составила 4–5 кв. м. При этом «кипящую» из-за метановых пузырьков воду — она необходима для дальнейшего изучения — можно было черпать ведрами, не используя для этого специальные приспособления. Руководитель экспедиции профессор ТПУ, заведующий лабораторией арктических исследований ТОИ ДВО РАН, член-корреспондент РАН Игорь Семилетов заявил, что наблюдал явление такой мощности впервые за 45 лет исследований.
— Это самый мощный сип из всех, что мне довелось наблюдать. Он проявляется увеличением концентрации метана в воздухе до 16 ppm (миллионных долей), это в девять раз больше среднепланетарных значений. Никто ранее подобного не регистрировал, — цитирует его слова пресс-служба университета.
Кроме того, на следующий день неподалеку был обнаружен еще один сип (так ученые называют подводное выделение газа) похожей мощности, в результате чего, по оценкам Игоря Семилетова, уже к середине экспедиции ученым удалось собрать «уникальный материал».
Основы безопасного обращения с баллонами
Перед установкой баллона и подключении его к газовым приборам первое, что необходимо сделать, это убедиться в отсутствии повреждений, ржавчины на корпусе и исправности вентиля.
Использованию полежат только сертифицированные баллоны, поставляемые специализированными организациями, имеющие бумажный паспорт на всех циклах эксплуатации и соответствующую маркировку, нанесённую способом ударного клеймения
К основным техническим требованиям, которые нужно соблюдать при эксплуатации баллонов, относятся:
- Все баллоны, за исключением одного (пятилитрового для подключения к газовой плите) должны быть установлены в пристройках вне зданий и на расстоянии, не ближе 5 м от входа в них.
- Исключить хранение баллонов в жилых комнатах, подвалах и на чердаках.
- Не размещать баллоны ближе 1 м от нагревательных приборов и 5 м от открытого огня.
К очевидным, но часто забываемым мерам безопасности при пользовании сосудами с газом, следует отнести и принять к неукоснительному исполнению следующие:
- Не подносить к баллону зажженную спичку или зажигалку для того, чтобы проверить утечку газа.
- Категорически исключить применение открытого огня для отогрева редуктора или вентиля. Для этих целей допускается использование только горячей воды.
- При обнаружении газа в помещении не включать никакие электроприборы, в том числе свет, и не отключать их. Температура искры в розетке или выключателе может доходить до тысячи градусов.
- Не пытаться самостоятельно провести ремонт запорной арматуры и других конструктивных элементов баллона.
Кроме этого, нужно строго руководствоваться предписанными производителем временными рамками использования баллонов. Сосуды, выпущенные до декабря 2014 года, можно эксплуатировать в течение 40 лет.
При отсутствии сведений о разрешённом сроке использования газовых баллонов, произведённых после этой даты и не имеющих сопроводительной документации к ним, Ростехнадзор рекомендует принимать за срок годности баллона — 20 лет.
Категорически нельзя переносить газовые баллоны, используя вентиль в качестве удерживающего приспособления. Это может стать причиной разгерметизации или поломки запорного устройства
Безопасной альтернативой стальным газовым баллонам являются более современные полимерно-композитные сосуды — евробаллоны. Их колбы защищены пластиковым кожухом, не накапливают статическое электричество. Взрывобезопасность композитных баллонов обеспечивается за счёт оснащения их предохранительными устройствами нового поколения — плавкой вставкой и обратным клапаном сброса повышенного давления.
Требования к безопасности
Эксплуатация ГБО должна осуществляется в соответствии с несколькими правилами. Это позволяет предотвратить взрыв баллона в машине или другие потенциально опасные явления
Важно отметить, что для каждого поколения существуют свои требования. Но основные принципы эксплуатации актуальны для всех видов ГБО, вне зависимости от конструктивной специфики
- Монтаж и настройка ГБО должны производиться только квалифицированным специалистом.
- Если после установки баллона заметно снизилась мощность двигателя, нужно немедленно обратиться в СТО.
- Воздушные фильтры меняют через каждые 7 тыс. км пробега.
- Систематически требуется сливать образующийся на баллоне конденсат.
- При использовании ГБО в топливном баке должно оставаться не менее 10 л бензина.
Взрыв баллона ГБО — причины. Можно ли предотвратить взрыв газового баллона?
Могу поспорить, что перед тем, как установить ГБО, каждый из вас слышал страшилку о том, что газ — это опасно, это чревато взрывом баллона и летальным исходом. Но, как показывает практика, подобного рода явления — большая редкость и в большинстве случаев именно мы в этом виноваты.
Почему взрываются баллоны на авто, кто или что является причиной этого и можно ли избежать взрыва ГБО вы узнаете из моей сегодняшней статьи.
Устанавливая ГБО, почти все переживают о том, как взрывоопасное вещество будет себя вести в автомобиле. Не “бахнет” ли? Можно ли курить в салоне с ГБО? А что если искра? А если утечка газа? В общем вопросов было много, некоторые нашли ответы, некоторые просто привыкли к тому, что газ есть и надо быть осторожнее, а есть и те, кто по сей день опасается всего и вся.
Но, как показывает практика, газ на авто абсолютно безопасен, более того доказано, что бензин представляет большую опасность, нежели ГБО. Также статистика неумолимо свидетельствует о том, что взрыв ГБО происходит в большинстве случаев если не во всех, по вине нарушения правил эксплуатации, или нарушений допущенных в процессе установки газа на авто.
Итак, причины взрыва газового баллона на авто с ГБО
- Низкое качество ГБО. Покупая дешевые аналоги запчастей и комплектующих, вы рискуете своими руками создать бомбу замедленного действия в своем авто. Дешевые “ноунэйм” детали не имеют надлежащего качества, не проходили испытаний на предмет совместимости и безопасности, поэтому от них можно ждать всего чего угодно.
Если же газовый баллон окажется подделкой или это будет какой-то очень бюджетный вариант неизвестного происхождения, в процессе эксплуатации такой резервуар может не выдержать давления и сдетонировать. То же самое касается мультиклапана, от которого зависит как поведет себя система в случае избыточного давления.
В идеале полноценный качественный мультиклапан сбрасывает избыточное давление путем аварийного сброса газа в атмосферу. Если “мультик” плохого качества или имеет дефекты. сброс не произойдет, а баллон разорвет от давления.
- Эксперименты и модификация.
В погоне за экономией и удобством владельцы нередко прибегают ко всяческим уловкам, которые позволяют им получить еще больше выгоды от ГБО. Различные эксперименты с мультиклапаном порою заканчиваются печально.
Удаление или подгибание поплавка, отключение или удаление предохранительного клапана и прочие извращения, которые люди выполняют на свой страх и риск в результате приводят к тому, что баллон взрывается. Поплавок не перекрывает подачу, а значит топлива входит больше, чем положено, некоторые умудряются заполнить под завязку.
В результате при повышении температуры воздуха баллон не выдерживает давления и происходит взрыв. Если мультиклапан модифицирован и удален предохранительный клапан, аварийный сброс невозможен. Поэтому в жаркие дни, давление внутри газового баллона увеличивается до состояния критического, после чего резервуар просто разрывает.
- Срок службы и повреждения. Многие ошибочно полагают, что после установки ГБО, его можно эксплуатировать чуть ли не до конца службы авто. Это не так! Баллон подлежит опрессовке каждые 2 года эксплуатации, а спустя 10 лет он подлежит полной замене.
Помимо этого, следует регулярно производить осмотр состояния баллона и прочего оборудования на предмет целостности. Есть другие факторы влияющие на износ оборудования, например, такие как коррозия. Если баллон начал интенсивно ржаветь, в его надежности нельзя быть уверенным.
Также следует учитывать различные физические повреждения (потертости, удары, трещины, и т. д.), которые также могут привести к нарушению целостности резервуара и к взрыву баллона в конечном итоге.
- Нарушение техники безопасности.
Есть те, кто панически боится ГБО и обходит такие стороной, есть и другие, которые пренебрегают всеми известными правилами ТБ. В итоге взрыв происходит по причине халатного отношения к взрывоопасным веществам. Это могут быть кузовные работы, которые проводились с применением газовой горелки или рихтовочные работы, в ходе которых повреждался баллон. Также нередки случаи, когда взрыв баллона происходил из-за критического нагревания или утечки газа, которую вовремя не устранили.
На самом деле причин может быть гораздо больше, однако описать их все просто невозможно. Во многом все зависит от конкретного случая и ряда событий, которые в последствии приводят к взрыву.
Чтобы избежать подобного сценария соблюдайте следующие правила:
У меня все! Соблюдайте правила техники безопасности, а также эксплуатации ГБО и не верьте сказкам! Берегите себя и свой автомобиль.