Что такое фреон в холодильнике, какого он цвета и где находится

Заправка системы охлаждения фреоном

Ремонт холодильника лучше доверить мастеру из сервисного центра. Однако при наличии минимальных навыков ремонта и комплекта необходимого оборудования с задачей можно справиться самостоятельно. Перед началом работы необходимо ознакомиться с принципом действия холодильного агрегата, расположением компонентов и сервисных штуцеров, а также учитывать:

  • особенности ремонта и эксплуатации сосудов, работающих под давлением;
  • назначение хладагента;
  • способ применения оборудования для заправки;
  • правила безопасности при работе с фреоном.

К сведению!

Перед выполнением ремонта следует принять во внимание, что некомпетентные действия могут привести ещё к более серьёзной поломке

Оборудование и материалы

Восполнение или полную заправку охлаждающего контура хладагентом производят специальным инструментом. Для ремонта понадобятся:

  1. Фреон. Его тип и количество указаны на информационной табличке, закреплённой на корпусе холодильного агрегата или компрессора. Следует приобрести маленький баллон нужного вещества или взять в аренду в сервисном центре большой сосуд. Во время транспортировки и работы обращаются с ним аккуратно: ёмкость находится под большим избыточным давлением.
  2. Вакуум-нагнетательная станция. Комплекс насосного оборудования, предназначенный для испытания системы давлением и полного удаления газов из холодильного контура. Покупать станцию для разового применения нецелесообразно, её также можно взять в сервисном центре на время работы.
  3. Электронные весы. Необходимы для точного дозирования хладагента.
  4. Сварочный пост или газовая горелка, а также флюс и припой для герметизации системы после ремонта или заправки. Материалы для пайки подбирают в зависимости от металла, из которого изготовлены детали контура.
  5. Течеискатель. Если система повреждена и это стало причиной испарения фреона, прибор нужен для поиска места разгерметизации.
  6. Фильтр-осушитель. Компонент холодильного контура, который обязательно меняют при заливке фреона.
  7. Клапан Шредера. Нужен для удержания в системе вакуума или давления.
  8. Ёмкость с азотом. Газ необходим для продувания и осушения компонентов.

Меры предосторожности

Замена фреона – процедура, сопряжённая с возможностью получения травм от электричества или избыточного давления газов. Когда работу выполняют самостоятельно, необходимо соблюдать ряд правил:

  • холодильное оборудование отключают, вынимая вилку из розетки;
  • при наполнении системы не используют открытый огонь;
  • стыки паяют, соблюдая правила пожарной безопасности (можно заранее подготовить средства тушения в случае возможного возгорания);
  • испытывая систему, контролируют давление среды.

Поиск утечки

Если в системе нарушена герметизация, просто заправка не устранит неисправность. Первоначально нужно определить место повреждения. В большинстве случаев внешний осмотр позволяет найти причину.

На контуре подогрева дверного уплотнителя появляются трещины и ржавчина. В местах соединения капилляров видны иней или наледь. Если утечку найти не получается, на все поверхности контура наносят мыльный раствор. Появление пузырей указывает на повреждение.

К сведению!

Для определения дефекта недоступного для визуальной диагностики необходим специальный прибор – течеискатель (галоидный, электронный или ультразвуковой).

Заправки хладагента

После устранения течи приступают к наполнению контура. Последовательность заправки:

  1. Клапан Шредера размещают на сервисном патрубке компрессора.
  2. Продувают контур азотом. Газ вытеснит влагу из системы. Если азот находится под давлением 10 атм и более, необходимо использовать редуктор.
  3. Меняют фильтр-осушитель. Для этого срезают старый, а с нового снимают заглушки. Вставляют фильтр в капилляр и паяют место стыка.
  4. Подключают вакуум-насосную станцию. Как правильно это сделать, указано в инструкции по её эксплуатации.
  5. Откачивают из контура воздух. Одновременно с этим удаляется оставшаяся влага. Общее время вакуумирования не менее 15 минут.
  6. Закачивают хладагент (количество зависит от типа холодильного агрегата).
  7. Герметизируют сервисный патрубок (пайкой или специальным колпачком).

Заполнить охлаждающий контур можно своими руками. Это позволит существенно сэкономить на вызове мастера

Однако важно точно знать, как выполнить ремонт, и иметь необходимое оборудование

Пошаговая инструкция восполнения фреона

Для проведения работ потребуется наличие двух манометров. Один красного, а другой синего цвета. Они идут в комплекте с 2 вентилями и 3 шлангами. Синий манометр предназначен для определения давления всасывания, а красный используется для установления усилия нагнетания. Их клапаны перекрывают движение фреона в разных шлангах.

Порядок проведения процедуры заправки состоит из таких этапов:

  • Перекрываются вентили на обоих манометрах.
  • К трубке, предназначенной для заправки, через штуцер подсоединяется синий шланг. А его аналог желтого цвета закручивается на баллоне с газом.

Если требуется измерить давление в направлении нагнетания, то в этот трубопровод впаивается специальный патрубок (еще известный, как клапан Шредера). Затем уже к нему подводят красную трубку.

Осуществляется открытие клапана синего манометра. Медленно открывается баллон, содержащий фреон. Нагнетатель заправляется газом до давления в 0,4-0,5 Атм. При достижении этого показателя следует перекрыть сразу два вентиля.

  • Компрессор запускается на полминуты и снова выключается.
  • От баллона отсоединяется желтая трубка и на ее место присоединяется вакуумный насос.

  • На трубопроводе закручивается синий вентиль и включается в работу насосная станция, где-то на десять минут.
  • Желтый шланг отключается от насоса и прикручивается к баллону с газом. На нем открывается клапан, при этом желтая трубка отсоединяется от коллектора настолько, чтобы фреон выдавил случайно попавший в трубку воздух.
  • После стравливания воздуха желтый шланг хорошо заворачивается. На коллекторе открывается синий вентиль и в бытовой прибор заправляется необходимый объем газа.

Включается компрессор и ведется наблюдение за давлением. Если оно в норме, то нужно перегнуть трубки и запаять их, а шланги отвернуть.

Насосная станция=»ltr»>

Для работы можно использовать вакуумные насосы или устройства нагнетательного типа. Комплексный спектр оборудования позволит осуществить опрессовку, вакуумирование системы охлаждения, а также заправку холодильника фреоном. Насосная станция стоит довольно дорого. Поэтому подобная покупка не особа рентабельна. Попытайтесь арендовать инструмент за умеренную плату.

Где чаще всего происходят утечки

Наиболее распространенные места утечек такие:

Заводские пайки или же локринговые соединения. Причиной утечки в этих местах могут быть естественные деформации или заводской брак соединений.

Зона «плачущего» испарителя. Материал, из которого изготавливается эта деталь обычно, — алюминий. Этот металл легко ржавеет, поэтому под воздействием влажной среды в местах коррозии могут возникать микротрещины. Через эти повреждения медленно, но уверенно улетучивается фреон.

Стальной контур обогрева, расположенный по периметру морозильника. Этот контур служит для испарения влаги, образующейся по периметру морозильного отсека во время температурных колебаний. Постоянная влага приводит к порче металла, из-за чего контур начинает пропускать газ. Особенно вероятна такая проблема у холодильников «Атлант», «Индезит» или «Самсунг» после 5 лет эксплуатации.

Причины утечки хладагента

Заправка холодильника хладагентом чаще всего требуется при нарушении герметичности. Все же стоит перечислить максимальное количество возможных причин возникновения этого неприятного дефекта:

  1. Разгерметизация контура в результате разрушения припоя в месте сварки труб. Особенность любой подобной системы заключается в том, что все ее детали изготавливаются из межи, а соединяются между собой исключительно сваркой или пайкой. Своими руками выполнить такие работы будет крайне сложно, все же такую вероятность не стоит упускать, если имеется желание и принадлежности. Нередко на место образования отверстия или трещины скапливается иней, и появляются капельки того самого масла.
  2. Нарушение целостности системы по причине повреждения или замены одного из компонентов системы. Например, самого компрессора, осушителя, одного из патрубков или клапана, в зависимости от конструкции холодильного оборудования. Их на данный момент существует как минимум несколько.
  3. Замена после длительной эксплуатации и проведения комплексного обслуживания всех соединений и магистральных участков. Многие владельцы подобной техники заметили интересную закономерность. После 6-10 лет работы в отсутствии видимых причин утечки холодильник хуже холодит. Учитывая срок эксплуатации, чаще всего возникает мысль купить новый, а старый отправить на свалку.

Кроме утечки, заправка холодильника может потребоваться при загрязнении капиллярных трубок. Казалось бы, что может стать причиной засора в заведомо герметичной среде? На самом деле, причин такого явления за всю историю ремонта подобной техники выявлено 2. Одной из них является замерзание попавшей влаги. Точнее, она там могла быть изначально и проникла вместе с маслом или некачественным фреоном на заводе-производителе. Второй является загрязнение частицами отработанного масла, а точнее, тем, что в нем плавает.

Компрессор представляет собой мотор, в котором имеется поршневая группа. В процессе работы происходит постоянное трение деталей, сопровождаемое образованием металлической пыли. Она то и становится причиной засора. В таком случае выполняется намеренная разгерметизация системы для заправки хладагентом после выполнения прочистки всех капиллярных трубочек.

Причины утечки фреона и диагностика неисправности

Главная причина утечки хладагента — нарушение герметичности холодильного контура. Среди причин такой ситуации отмечаются следующие:

  • Механическое воздействие. Например, повреждение при погрузке/разгрузке холодильника.
  • Выход из строя компрессора. В таком случае всегда требуется полная замена хладагента.
  • Неправильная установка отдельных элементов холодильного контура. Во время эксплуатации они могут ослабевать, а фреон начнет вытекать через образовавшиеся трещины.
  • Попадание влаги или частиц отработанного машинного масла внутрь капиллярных трубок. Использование фильтра-осушителя не решает данную проблему, поэтому требуется проводить вскрытие контура и полную замену фреона.

Он наносится на поверхность трубок и места соединений. Подается небольшое давление. В местах утечки фреон начнет пузыриться. Следует помнить, что обрабатывать мыльным раствором весь контур не рекомендуется из соображений безопасности.

Если все мероприятия не помогли установить место протечки хладагента, то используется течеискатель. Нужно знать, что отдельно взятый прибор способен определить течь конкретной марки фреона. Универсальность течеискателя заключается в том, что он поможет не только установить место утечки до заправки, но и исключить их после проведенных работ.

Помимо восстановления герметичности системы и дозаправки хладагента, нужно проверить состояние других элементов. Чаще всего выход из строя одного узла провоцирует повышенную нагрузку и быстрый износ других. Если не устранить все причины, провоцирующие нарушение герметичности, то в скором времени велика вероятность повторной поломки.

Среди дополнительных признаков, свидетельствующих о нарушении герметичности или недостаточности фреона в системе, стоит отметить следующие:

  1. Повышение температуры в камере хранения продуктов.
  2. Отсутствие или существенное сокращение перерывов в работе холодильника.
  3. Непрерывная работа компрессора.
  4. Появление конденсата.
  5. Образование неприятного запаха, который не имеет отношения к испорченным продуктам.
  6. Формирование снега или льда на испарителе.
  7. Наличие коррозии на корпусе.

Что собой представляет

Аккумуляторы для сумки-холодильника внешним видом похожи с малогабаритными контейнерами плоской конфигурации. Изделия наполнены специальной жидкостью, которая часто содержит в своем составе раствор карбоксиметилцеллюлозы и имеет свойство быстро замерзать. Обычно устройство делают прямоугольным или квадратным. Иногда – это плотный пакет, который может принимать любую необходимую конфигурацию.

Прежде чем начать пользоваться приспособлением, его отправляют в специальную морозильную камеру, пока не произойдет полное охлаждение. Хладагент для сумки используют туристы, владельцы автомобилей, рабочие в полевых условиях, дачники и поклонники пикников. Широкий функционал и большая популярность обусловлены тем, что аккумуляторами холода для сумки-холодильника до 72 часов может сохраняться температура от 0 до -5 градусов.

Чтобы понять, как работает сумка-холодильник, необходимо знать, какие элементы находятся внутри самого охлаждающего аккумулятора. Его конструкция складывается из нескольких деталей:

  • пластмассовый контейнер;
  • хладагент для сумок-холодильников.

Последний, кроме воды, включает несколько добавок:

  • глицерин;
  • C3H8O (спирт изопропиловый);
  • обычная соль;
  • карбоксиметилцеллюлоза.

Эти вещества повышают теплоемкость воды. Температура, при которой замерзает смесь, быстро понижается и может достигать 5 градусов ниже нуля. Проще говоря, генераторы холода для сумки-холодильника на первом этапе аккумулируют отрицательную t, после чего охлаждают еду, находящуюся внутри.

Как часто заправлять домашний охладитель

Закачка фреона в сплит-систему производится в трех случаях:

  • в процессе монтажа или переустановки на новое место;
  • после ремонта, подразумевающего отключение фреоновых магистралей;
  • в результате утечки хладона из контура.


Охладители — моноблоки значительно реже теряют газообразный фреон, нежели сплиты с внешними коммуникациями

Вообще-то, после установки нового кондиционера заливать фреон нет нужды – производитель закачивает газ в наружный блок. Аналогично поступают грамотные мастера – при ремонте либо демонтаже сплита хладон перекачивается в теплообменник внешнего модуля. Первые два случая подразумевают потерю вещества из-за неудачных действий.

На недостаточное количество фреона в системе климатического агрегата указывают следующие признаки:

  • снижается эффективность охлаждения – вентилятор внутреннего блока гонит теплый воздух;
  • компрессор безостановочно работает в режиме полной нагрузки;
  • инверторный кондиционер уходит в ошибку и часто отключается (дисплей показывает код неисправности);
  • расположенный на внешнем блоке сервисный порт, куда приходит жидкостная магистраль, покрывается льдом;
  • под воздействием давления фреона на прохудившемся соединении появилось масло;
  • обмерзание испарителя внутреннего модуля.


Полный набор последствий — газовый сервисный порт в масле, жидкостный покрылся инеем, на фото справа – обмерзший испаритель внутреннего блока

На видео и сайтах компаний, занимающихся инсталляцией холодильных машин, встречается рекомендация: бытовые кондиционеры необходимо заправлять чуть ли не ежегодно. В действительности правильно установленный сплит спокойно служит без дозаправки по 3—5 лет, поскольку через надежные соединения большой объем хладона вытечь не может.

Если вышеперечисленные признаки наблюдаются часто, нужно разбирать стыки и проверять качество вальцовки. Заводской брак внутри агрегатов – редкость даже для «китайцев».

Меры предосторожности при работе с фреоном

Если вы собрались заправлять кондиционер своими руками — помните:

  1. Марки, содержащие хлор — вредны организму. Не допускайте попадания на слизистые (в глаза, рот), и не вдыхайте их.

  2. При большой концентрации фреона можно отравиться. Поэтому не работайте в закрытом помещении — обязательно откройте окно и дверь, если есть — включите вытяжку (на кухне и в санузле).

  3. При попадании жидкого фреона на кожу можно получить обморожение. Поэтому работать нужно только в резиновых перчатках и в закрытой одежде (не в майке и не в футболке с шортами).

Если при работе хладагент попал на кожу или слизистую — его надо сразу же смыть водой, а место смазать вазелином.

Если возникли симптомы удушья, или любые другие ненормальные признаки — надо немедленно прекратить работу, покинуть помещение и проветрить его.

Пошаговое руководство по заправке

Для ремонта следует обзавестись парой манометров. Один должен быть синим, а другой — красным. В комплекте с ними идут три шланга и два вентиля. Синее устройство определяет давление закачки, красное применяется для выявления нагнетания. Клапаны манометров перекрывают движение газообразной субстанции в различных шлангах.

Заправка фреоном предполагает несколько стадий:

  1. На манометре перекрываются все вентили.
  2. К заправочной трубке с помощью штуцера подключается шланг синего цвета. Желтый шланг подключается к газовому баллону.
  3. Если нужно измерить усилие нагнетания, то в данный трубопровод устанавливается клапан Шредера. После этого уже к этому элементу подводится трубка красного цвета.
  4. На синем манометре открывается клапан. Баллон с фреоном аккуратно открывается. С помощью газа в нагнетателе достигается давление в 0,4−0,6 атмосфер. Когда этот показатель будет достигнуть, нужно перекрыть одновременно пару вентилей.
  5. Компрессор нужно запустить на тридцать-сорок секунд и вновь выключить.
  6. От газового баллона отключается трубка желтого цвета, а на ее место устанавливается вакуумный насос.
  7. На самом трубопроводе нужно закрутить вентиль синего цвета и запустить компрессор примерно на семь-десять минут.
  8. Желтоватый шланг нужно отключить от компрессора и прикрутить к газовому баллону, на котором нужно открыть клапан. Трубка желтого цвета при этом отсоединяется так, чтобы газ выдавил все остатки воздуха в ней.
  9. После удаления воздуха шланг желтого цвета нужно плотно завернуть. На коллекторе следует открыть вентиль (синий) и закачать в холодильник необходимое количество фреона.
  10. Деактивируется насосная станция и производится контроль давления. Если этот показатель в норме, то необходимо перегнуть и запаять трубки, а все имеющиеся шланги полностью отвернуть.

https://youtube.com/watch?v=HJwFpG04Cjg

Заправить фреон в холодильник самостоятельно не очень трудно, если знать о порядке работы. Для того чтобы сэкономить на услугах специалиста-ремонтника, приспособления и оборудование для ремонта желательно взять в аренду, потому что оно очень дорогостоящее и вряд ли окупится, так как замена фреона требуется достаточно редко.

https://youtube.com/watch?v=WQUrQjzCylI

Предварительные работы

Заправка начинается с подготовки оборудования и сопровождается соблюдением некоторых правил техники безопасности:

  1. Отключить холодильник от электропроводящей сети.
  2. Нельзя включать аппараты, выделяющие большое количество тепла, и курить в помещении, где проводится процедура.
  3. Прибор надо заземлить и изолировать площадь, на которой будет происходить ремонт.
  4. После спуска или закачки газа проветрить помещение в течение 15 минут как минимум.
  5. Необходимо внимательно изучить инструкцию. Производители указывают, что именно допускается заливать в холодильник. Каждый из агрегатов имеет свои особенности, о которых следует узнать перед началом работы.

Первым делом выявляют место утечки визуальным осмотром или, при необходимости, применив течеискатель. Перед запаиванием спускают фреон вакуумным насосом с трубопровода. После этого место утечки запаивают, но если повреждения велики, такой испаритель подлежит замене.

Необходимое для заправки

Самостоятельная заправка холодильника – дело трудоемкое и небезопасное. Перед началом процесса следует убедиться в наличии всего необходимого для этого:

Фреон. Чтобы выяснить, сколько нужно фреона для заправки холодильника и его наименование, необходимо просмотреть технические данные в паспорте или найти эту информацию на этикетке компрессора. Не стоит экспериментировать и пытаться заправить холодильник чем-то другим, кроме фреона, – это приведет к поломке

При транспортировке баллона следует соблюдать меры предосторожности.

Фильтр-осушитель. Его нужно заменить, если нарушилась герметичность холодильной системы

Иначе там будет скапливаться влага, которая спровоцирует еще одну поломку.

Вакуумно-насосная станция, нагнетательный насос, вакуумный насос. Эти предметы необходимы для проведения опрессовки, вакуумирования охлаждающей системы и заполнения ее фреоном. Покупка вакуумно-насосной станции обойдется дороже, чем вызов мастера по ремонту, поэтому рекомендуется взять ее напрокат.

Клапан Шрадера. С ним создается вакуум и повышенная сила напора. Автомобильный ниппель для этого не приспособлен, вместо клапана Шрадера его использовать нельзя.

Два манометра (красного и синего цвета) и три шланга (желтого, синего и красного цветов). Манометр синего цвета применяется, чтобы контролировать численные показатели атмосфер всасывания, а манометр красного – для контроля показателей атмосфер нагнетания.

Баллон с азотом. С его помощью продувают охладительную систему. При показателях в баллоне выше 6 атм для заправки требуется еще и редуктор, чтобы снизить силу напора до нужных пределов.

Очистка системы

До начала заправки систему очищают от оставшегося в ней фреона.

Для этого фильтр-осушитель зажимают при помощи игольчатого захвата и прокалывают там, где виднеется медь. Чтобы воздух в месте проведения работ не загрязнялся, газ следует стравить через трубку, выведенную на улицу через окно. После систему продувают азотом, чтобы убрать ненужную влагу.

После удаления фреона из устройства устанавливают клапан Шрадера, чтобы закачать новый.

Способы заправки кондиционера

Заправку кондиционеров фреоном рекомендуют производить не реже, чем раз в 1.5-2 года. За это время происходит естественная утечка значительной части хладагента, которую необходимо восполнить. Эксплуатация охладителей без дозаправки в течение 2 лет и более может привести к поломке устройства из-за перегрева и износа деталей, а также утечки масла.

Дозаправкой устройств кондиционирования занимаются специализированные службы. Однако если есть необходимые инструменты, эту процедуру можно провести самостоятельно.

Новичок может сделать эту процедуру двумя способами:

  • По давлению. Чтобы узнать количество фреона, нужно посмотреть в инструкцию кондиционера — там будет указан уровень давления в системе. Затем необходимо присоединить к устройству коллектор — он покажет реальный уровень давления в охладителе. Путём вычитания полученной величины из параметров, указанных в документах, несложно узнать необходимое количество вещества для дозаправки.
  • По массе. При полной заправке кондиционера, можно узнать необходимый объем по массе. Для этого также нужно обратиться к документации. При заполнении устройства фреоном, баллон с хладагентом для кондиционера ставится на точные весы. В процессе перекачивания, нужно внимательно следить за весом баллона и при восполнении недостатка вещества, сразу отключать систему.

Заправка кондиционера: алгоритм действий

Перед тем как заправить систему кондиционирования фреоном, нужно подобрать необходимые инструменты и материалы. Для этого потребуется манометр, баллон с фреоном, вакуумный насос, а также весы, по которым будет определяться объем хладагента в кондиционере.

Алгоритм действий при заправке кондиционера:

Сначала нужно отключить охладитель от электричества и определить необходимое для заправки количество фреона по весу или давлению в системе.
А также нужно «продуть» трубки с помощью азота, чтобы удалить из системы лишние примеси и убедиться в герметичности системы

Это важно сделать в том случае, если существует подозрение на утечку хладагента из-за повреждения системы.
Затем нужно закрыть трехходовой клапан по часовой стрелке.
Чтобы определить уровень давления и совершить дозаправку, нужно присоединить к штуцеру манометрический коллектор.
После этого трехходовой клапан снова открывается, к коллектору присоединяется баллон с хладагентом и перекачивается в систему.

Сравнительная таблица хладагентов

Ранее при производстве холодильных установок использовали аммиак, как хладагент. Однако это вещество губительно влияет на экологию и разрушает озоновый слой, а в больших количествах может создавать проблемы со здоровьем у людей. Поэтому учёные и производители начали разрабатывать другие виды охлаждающих веществ.

Современные виды хладагентов безопасны для экологии и людей. Они представляют собой различные типы фреонов. Фреон — это вещество, которое содержит фтор и насыщенные углеводороды, отвечающее за теплообмен. На сегодняшний день существует более сорока видов таких веществ.

Фреоны активно используются в бытовых и промышленных приборах, работающих на охлаждение воздуха и жидкостей:

  • В качестве хладагента в холодильнике.
  • Для охлаждения морозильной камеры.
  • Как хладагенты для сумок-холодильников.
  • Для охлаждения воздуха в кондиционере.

Таблица свойств позволяет выбрать оптимальный вид хладагента. Она отражает основные свойства фреонов: температуру кипения, теплоту парообразования, плотность.

При заправке кондиционера могут понадобиться и сравнительные таблицы фреонов. Они определяют вещества, которыми можно заменить тот или иной хладагент, если его не удалось найти в продаже. Ниже представлена упрощённая версия такой таблицы с наиболее распространёнными типами охладителей.

ХФУ – хлорфторуглероды, ГХФУ – гидрохлорфторуглероды, ГФУ – гидрофторуглероды

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Канализация, водоснабжение, ремонт